Т А Т А Р С Т А Н
Т А Т А Р С Т А Н
РЕЙТИНГ СМИ
СВОДКА ПО РЕГИОНУ
В Татарстане к развитию медиарынка подходят системно. Важность социальных сетей здесь осознали раньше других регионов, поэтому каждый орган власти имеет собственную цифровую систему взаимодействия с населением. В новые медиа вливаются под контролем республиканской власти большие деньги. В 2018—2019 годах в Татарстане был бум создания телеграм-каналов, которые затем также были встроены в систему. Традиционные СМИ объединяет государственное АО «Татмедиа».

Медиа переживают бурное развитие в Татарстане со времен перестройки. Тогда ведущим СМИ считалась газета «Вечерняя Казань», давшая затем кадры и менеджеров для многих изданий. В девяностые годы звание ведущего СМИ перешло к телекомпании «Эфир».

Переход СМИ под контроль республиканской власти связывают со случившимся в 1998 году бунтом глав, когда в региональном парламенте не утвердили на должность спикера кандидата от Минтимера Шаймиева. В созданное «Татмедиа» вошли местные и республиканские СМИ. Другие оппозиционные медиа скупили лояльные власти люди.

Ведущее издание Татарстана сегодня «Бизнес-онлайн» создавала бывшая команда «Восточного экспресса» — еще одного оппозиционного издания. В последние два года скуплены все паблики ВК. Работу республиканской власти с соцсетями связывают с именем медиаменеджера Ярослава Муравьева.

Усматривается тенденция, что раз в десять лет властям Татарстана приходится брать новые каналы коммуникации под контроль и зачищать поляну. Сейчас местный медиарынок переживает затишье в ожидании событий 2024−2025 годов.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Юрий Воробьев, руководитель проекта Vorobev TV:
Татарстан к медиа относится именно как к отрасли: расчетливо и технологично. Компетентно. Власть погружается в коммуникации методично — каждое министерство и ведомство обязано иметь свою систему цифрового взаимодействия с социумом.

Достижения республики в ньюмедиа очевидны и бесспорны. Чего стоит один бум телеграм-каналов, отшумевший в 2018—2019 годах. Татарстан тогда в очередной раз уверенно показал уровень «впереди России всей». Флагманом и образцом подхода является Президент Минниханов с его знаменитым инстаграмом, где есть и ролики и обязательные утренние фото Площади Свободы из окна кабинета. У Минниханова 565 000 подписчиков: фактически он носит в кармане личный телеканал — ему не очень нужны медиа-посредники.

Новое гармонично уживается со старым: такова многовековая традиция татарского народа. На пенсию из актуальной реальности могут провожать десятилетиями. Олдскулмедиа и их лидеры воспринимаются как социальная нагрузка — ветераны творят сами для себя, своего случайного зрителя (читателя), и для вечности. Обязанность финансирования такового творчества, зачастую сопряженного с печатью массы ненужной бумаги, возложена на профильное государственное агентство. Впрочем, считать «Татмедиа» собесом весьма опрометчиво — актуальных задач эффективной коммуникации с него тоже никто не снимал. И задачи эти «Татмедиа» решает.

Так и живут в биполярной гармонии старый пульт, который никто не переключает, да и не помнит на какой кнопке он залип, и глобальная цифровизация всего, сопряженная с поиском сверхновых медиа даже среди новых медиа. «Республика возможностей» объединяет в медиа прошлое и будущее, тьму и свет, пророков и мемуаристов, цифровой и аналоговый миры.
Никита Ишмуратов,
журналист

В Татарстане свобода слова была до 1998 года, когда произошел так называемый «бунт глав». Часть депутатов регионального парламента пыталась «прокатить» кандидата тогдашнего главы республики Минтимера Шаймиева на должность спикера. Всех заговорщиков быстро удалили из властных структур, а Шаймиев начал брать их под контроль все республиканские СМИ. У той же телекомпании «Эфир» хватило репутации, чтобы оставаться ведущим медиа еще лет пять.


Со стороны власти и СМИ больше всего внимания уделяется Казани, что объяснимо. В агломерации проживает 1,8 млн человек, а это почти половина всех жителей республики. В созданное АО «Татмедиа» вошли взятые под контроль ресурсы, чтобы сформировать подобие министерства правды или министерства печати. Разрозненные СМИ объединили в одну структуру с общим финансированием и хозяином.


К концу нулевых годов начинается прокладка широкополосного интернета, что резко повышает роль электронных СМИ. Если раньше их читали сотни людей, то теперь их аудитория сопоставима с телевидением. К этому периоду главным сайтом стал «Бизнес-онлайн». Упоминаемая ранее «Вечерняя Казань» разошлась вместе с коллективом, но ее ценности сотрудники перенесли в другие издания. Как и телекомпания «Эфир», такие ведущие СМИ становились кузницами кадров, откуда люди потом уходили на должности пресс-секретарей и пиарщиков.


«Бизнес-онлайн» — это бывшая команда оппозиционного издания «Восточный экспресс», которую додавил Шаймиев. Через дружбу с мэром Казани Ильсуром Метшиным «Бизнес-онлайн» получил финансирование и поддержку, чтобы стать главным СМИ. Его читает вся деловая элита.


Сейчас аудитория Татарстана сегментирована. Но уже мало кто читает газеты, как и все меньше людей смотрит телевидение. «Татмедиа» тоже вложилось в создание электронных СМИ. Аппарат президента Татарстана Рустама Минниханов с большим развитием электронных СМИ и соцсетей приходит к выводу, что с этим сегментом надо работать. Появляется такой человек, как Ярослав Муравьев, которому выделяют деньги. Работа с соцсетями у него не стала успешным бизнес-проектом, поэтому выделяются гранты, заключаются договоры. Оплачиваются одни услуги для обеспечения других. Буквально за два года скупили все группы в ВК.


С 2016 года аппарат президента Татарстана стал работать с Telegram. Пришлось подминать под себя и этот сегмент каналов, поскольку элиты быстро перешли в этот мессенджер. Борьба развернулась не за широкую аудиторию, а за пассионариев. Целью стали умы среднего класса, который формирует мнение в соцсетях. На зачищенном после традиционных СМИ востребованной оказалась качественная аналитика, в том числе оппозиционного толка. Начало казаться, что вернется многополярность мнений. Огромными усилиями республиканская власть хотела взять Telegram под контроль. Кого-то купили, кого-то запугали, а кого-то просто вытеснили. К 2018−2019 году все поле зачистили.


Проведена такая же работа, как и в 1998 году. Так что мы можем говорить, что раз в десять лет аппарат президента Татарстана вынужден чистить поле и брать ситуацию с новыми медиа под контроль. Даже новые телеграм-каналы сейчас появляются от провластных структур. Если кто-то захочет начать писать, то его голос будет одним из тысячи. Помню 2016 год, когда появился телеграм-канал «Неудаща». Это был единственный и очень важный голос в сегменте. Сейчас такое невозможно в принципе.

Сейчас в Татарстане на медиарынке затишье. Думаю, что до года 2024−2025-го. Стоит ожидать всплеска, когда произойдут значимые политические события. Властные элиты могут поменяться в самом Татарстане. Свое влияние, не исключено, окажет федеральная повестка.

ВНИМАНИЕ
Проект в разработке
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Мы формируем квартиру дня