В Татарстане свобода слова была до 1998 года, когда произошел так называемый «бунт глав». Часть депутатов регионального парламента пыталась «прокатить» кандидата тогдашнего главы республики Минтимера Шаймиева на должность спикера. Всех заговорщиков быстро удалили из властных структур, а Шаймиев начал брать их под контроль все республиканские СМИ. У той же телекомпании «Эфир» хватило репутации, чтобы оставаться ведущим медиа еще лет пять.
Со стороны власти и СМИ больше всего внимания уделяется Казани, что объяснимо. В агломерации проживает 1,8 млн человек, а это почти половина всех жителей республики. В созданное АО «Татмедиа» вошли взятые под контроль ресурсы, чтобы сформировать подобие министерства правды или министерства печати. Разрозненные СМИ объединили в одну структуру с общим финансированием и хозяином.
К концу нулевых годов начинается прокладка широкополосного интернета, что резко повышает роль электронных СМИ. Если раньше их читали сотни людей, то теперь их аудитория сопоставима с телевидением. К этому периоду главным сайтом стал «Бизнес-онлайн». Упоминаемая ранее «Вечерняя Казань» разошлась вместе с коллективом, но ее ценности сотрудники перенесли в другие издания. Как и телекомпания «Эфир», такие ведущие СМИ становились кузницами кадров, откуда люди потом уходили на должности пресс-секретарей и пиарщиков.
«Бизнес-онлайн» — это бывшая команда оппозиционного издания «Восточный экспресс», которую додавил Шаймиев. Через дружбу с мэром Казани Ильсуром Метшиным «Бизнес-онлайн» получил финансирование и поддержку, чтобы стать главным СМИ. Его читает вся деловая элита.
Сейчас аудитория Татарстана сегментирована. Но уже мало кто читает газеты, как и все меньше людей смотрит телевидение. «Татмедиа» тоже вложилось в создание электронных СМИ. Аппарат президента Татарстана Рустама Минниханов с большим развитием электронных СМИ и соцсетей приходит к выводу, что с этим сегментом надо работать. Появляется такой человек, как Ярослав Муравьев, которому выделяют деньги. Работа с соцсетями у него не стала успешным бизнес-проектом, поэтому выделяются гранты, заключаются договоры. Оплачиваются одни услуги для обеспечения других. Буквально за два года скупили все группы в ВК.
С 2016 года аппарат президента Татарстана стал работать с Telegram. Пришлось подминать под себя и этот сегмент каналов, поскольку элиты быстро перешли в этот мессенджер. Борьба развернулась не за широкую аудиторию, а за пассионариев. Целью стали умы среднего класса, который формирует мнение в соцсетях. На зачищенном после традиционных СМИ востребованной оказалась качественная аналитика, в том числе оппозиционного толка. Начало казаться, что вернется многополярность мнений. Огромными усилиями республиканская власть хотела взять Telegram под контроль. Кого-то купили, кого-то запугали, а кого-то просто вытеснили. К 2018−2019 году все поле зачистили.
Проведена такая же работа, как и в 1998 году. Так что мы можем говорить, что раз в десять лет аппарат президента Татарстана вынужден чистить поле и брать ситуацию с новыми медиа под контроль. Даже новые телеграм-каналы сейчас появляются от провластных структур. Если кто-то захочет начать писать, то его голос будет одним из тысячи. Помню 2016 год, когда появился телеграм-канал «Неудаща». Это был единственный и очень важный голос в сегменте. Сейчас такое невозможно в принципе.
Сейчас в Татарстане на медиарынке затишье. Думаю, что до года 2024−2025-го. Стоит ожидать всплеска, когда произойдут значимые политические события. Властные элиты могут поменяться в самом Татарстане. Свое влияние, не исключено, окажет федеральная повестка.