Т А Т А Р С Т А Н
Т А Т А Р С Т А Н
РЕЙТИНГ СМИ
СВОДКА ПО РЕГИОНУ
Цикличность - характерная тенденция развития медиарынка Татарстана. Каждый новый вид медиа порождает всплеск появления новых площадок, ярких свободолюбивых проектов, авторы которых бросают вызов административному контролю. Но затем власти методично и системно прогибают рынок под свои цели, занимают доминирующую роль. Потом появляется новый формат, снова всплеск неподконтрольной активности, снова власть купирует площадку.

Так было с цифровыми СМИ, которые пришли в 2000-х, разрушая монополию газет и ТВ. Так было с пабликами в социальных сетях. Последний всплеск - в 2017-м, в регионе был бум анонимных телеграм-каналов. Но уже в 2018-2019 году власти пришли в Телеграм и сегодня доминируют там, выстроив подконтрольную сетку влиятельных тг-каналов.

Тенденция отражает две особенности медиарынка Татарстана. Первая - стремление к независимости самих журналистов. Местные участники рынка объясняют это тем, что в игре до сих пор остаются медийщики 90-х, которые жили в другой стране и застали журналистику, не интегрированную в административную вертикаль. И если в подавляющем большинстве регионов РФ "старую школу" извели госнаградами или выдавили из профессии, то казанские старожилы сохранились, по возможности напоминают о себе и передают те ценности молодым.

Вторая - отсутствие единства в административной системе. Отношения президента Татарстана Рустама Минниханова и мэра Казани Ильсура Метшина, по словам экспертов, весьма натянутые. Это худой мир. Если в распоряжении Минниханова мощнейший системный медиа-пул, флагманом которого является медиахолдинг "Татмедиа", то с Метшиным аффилируют влиятельное СМИ "Бизнес-онлайн".

"Бизнес-онлайн" выпускает Рашид Галямов. Костяк издания - бывшая команда "Восточного экспресса", издания, которое в 2000-х проиграло борьбу за независимость тогдашнему президенту РТ Минтимеру Шаймиеву. Учтя ошибки, медийщики заручились поддержкой мэра Казани Метшина, которому, очевидно, ресурс необходим для развития своей политической карьеры. "Бизнес-онлайн" сочетает в себе олдскульные стандарты деловой прессы (качество) и административную институализацию (встроены «в систему», но независимы от республиканской власти). Если убрать качество, издание скатится в трэш, набросы и ошибки, что нарушит худой мир администраций, приведет либо к информационной войне и открытому расколу элит, либо к закрытию издания. А без союза с администрацией частные общественно-политические медиа становятся уязвимыми.

Основной медиаактив правительства Татарстана - медиахолдинг АО "Татмедиа". Он включает в себя телеканал Татарстан-24, онлайн-издания: Татар-информ, "Республика Татарстан" (газета+сайт), Казанские ведомости, Индэ, Снег; районную прессу: НТР-Нижнекамск, Челнинские известия, Новая Кама, Альметьевск ТВ и другие. Также с холдингом аффилируют несколько анонимных телеграм-каналов, например, Бабай позвонит, Аппаратная. На протяжении двух десятков лет холдинг обрастал медиа-активами, поглощая СМИ. Сегодня это корпорация с едиными целями, схожей системой бюджетного финансирования, но не лишенная внутренней конкуренции.

Помимо официальных правительственных СМИ, республиканская власть опирается на медиа ресурсы Ярослава Муравьева. Официально он является директором ООО "Тренд-Практика", владеющее изданием Kazanfirst, но именно с Муравьевым большинство экспертов связывают крупную сеть пабликов в vk и ok, а также группу телеграм-каналов. В отличие от формальных медиа правительства, которые не ввязаны в усобицу с Метшиным, Kazanfirst системно оппонирует мэрии Казани. Попытка симметрично ответить изданию "Бизнес-Онлайн".

Еще одним проектом Муравьева является издание Enter. СМИ о событиях Казани, местной кухне, ярких жителях. Местное сообщество характеризует его как Inde «на минималках». К слову Inde - некогда культовый казанский онлайн-журнал, который в период расцвета сравнивали с The Village и Афишей, сегодня эксперты в контексте татарстанских медиа не вспоминают. А Enter живет. Более того, региональные редакции Enter появились в Ростове-на-Дону и Уфе.

Также именно Муравьеву приписывают подавление бума независимости казанских анонимных авторов телеграмма периода 2016-2017 годов. Собственно, вместо подавления, каналы были интегрированы в административную вертикаль с проправительственной повесткой. И более того, умело разделены по форматам на инсайдерские (формирование повестки), аналитические (расстановка акцентов), местный дайджест (поддержка), дайджест для федералов. К сетке Муравьева принято относить: КазанДа, Татарская Якудза, Неудаща, Шалтай-Бабай, Еду в Татарстан, Без булдырабыз, Замполит Татарии, В Татарстане Поймут.

Свои представительства в регионе имеют федеральные СМИ: КоммерсантЪ, РБК, Комсомольская правда. Медиахолдинг региональных изданий 1MI представлен в Татарстане изданием Inkazan.ru. Как и в целом по России местные ячейки федеральных игроков придерживаются взвешенной информационной политики и равноудалены от региональных элит.

На рынке есть и частные игроки: Реальное время - деловое издание ГК "Таиф", Эфир 24, Вечерняя Казань, ProKazan.ru, Казанский репортер, Деловой центр РТ, Chelni-biz. Из них только Реальное время и Вечерняя Казань работают в общественно-политическом сегменте, остальные СМИ, судя по их страницам - нишевой продукт.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Юрий Воробьев, руководитель проекта Vorobev TV:
Татарстан к медиа относится именно как к отрасли: расчетливо и технологично. Компетентно. Власть погружается в коммуникации методично — каждое министерство и ведомство обязано иметь свою систему цифрового взаимодействия с социумом.

Достижения республики в ньюмедиа очевидны и бесспорны. Чего стоит один бум телеграм-каналов, отшумевший в 2018—2019 годах. Татарстан тогда в очередной раз уверенно показал уровень «впереди России всей». Флагманом и образцом подхода является Президент Минниханов с его знаменитым инстаграмом, где есть и ролики и обязательные утренние фото Площади Свободы из окна кабинета. У Минниханова 565 000 подписчиков: фактически он носит в кармане личный телеканал — ему не очень нужны медиа-посредники.

Новое гармонично уживается со старым: такова многовековая традиция татарского народа. На пенсию из актуальной реальности могут провожать десятилетиями. Олдскулмедиа и их лидеры воспринимаются как социальная нагрузка — ветераны творят сами для себя, своего случайного зрителя (читателя), и для вечности. Обязанность финансирования такового творчества, зачастую сопряженного с печатью массы ненужной бумаги, возложена на профильное государственное агентство. Впрочем, считать «Татмедиа» собесом весьма опрометчиво — актуальных задач эффективной коммуникации с него тоже никто не снимал. И задачи эти «Татмедиа» решает.

Так и живут в биполярной гармонии старый пульт, который никто не переключает, да и не помнит на какой кнопке он залип, и глобальная цифровизация всего, сопряженная с поиском сверхновых медиа даже среди новых медиа. «Республика возможностей» объединяет в медиа прошлое и будущее, тьму и свет, пророков и мемуаристов, цифровой и аналоговый миры.
Никита Ишмуратов,
журналист

В Татарстане свобода слова была до 1998 года, когда произошел так называемый «бунт глав». Часть депутатов регионального парламента пыталась «прокатить» кандидата тогдашнего главы республики Минтимера Шаймиева на должность спикера. Всех заговорщиков быстро удалили из властных структур, а Шаймиев начал брать их под контроль все республиканские СМИ. У той же телекомпании «Эфир» хватило репутации, чтобы оставаться ведущим медиа еще лет пять.


Со стороны власти и СМИ больше всего внимания уделяется Казани, что объяснимо. В агломерации проживает 1,8 млн человек, а это почти половина всех жителей республики. В созданное АО «Татмедиа» вошли взятые под контроль ресурсы, чтобы сформировать подобие министерства правды или министерства печати. Разрозненные СМИ объединили в одну структуру с общим финансированием и хозяином.


К концу нулевых годов начинается прокладка широкополосного интернета, что резко повышает роль электронных СМИ. Если раньше их читали сотни людей, то теперь их аудитория сопоставима с телевидением. К этому периоду главным сайтом стал «Бизнес-онлайн». Упоминаемая ранее «Вечерняя Казань» разошлась вместе с коллективом, но ее ценности сотрудники перенесли в другие издания. Как и телекомпания «Эфир», такие ведущие СМИ становились кузницами кадров, откуда люди потом уходили на должности пресс-секретарей и пиарщиков.


«Бизнес-онлайн» — это бывшая команда оппозиционного издания «Восточный экспресс», которую додавил Шаймиев. Через дружбу с мэром Казани Ильсуром Метшиным «Бизнес-онлайн» получил финансирование и поддержку, чтобы стать главным СМИ. Его читает вся деловая элита.


Сейчас аудитория Татарстана сегментирована. Но уже мало кто читает газеты, как и все меньше людей смотрит телевидение. «Татмедиа» тоже вложилось в создание электронных СМИ. Аппарат президента Татарстана Рустама Минниханов с большим развитием электронных СМИ и соцсетей приходит к выводу, что с этим сегментом надо работать. Появляется такой человек, как Ярослав Муравьев, которому выделяют деньги. Работа с соцсетями у него не стала успешным бизнес-проектом, поэтому выделяются гранты, заключаются договоры. Оплачиваются одни услуги для обеспечения других. Буквально за два года скупили все группы в ВК.


С 2016 года аппарат президента Татарстана стал работать с Telegram. Пришлось подминать под себя и этот сегмент каналов, поскольку элиты быстро перешли в этот мессенджер. Борьба развернулась не за широкую аудиторию, а за пассионариев. Целью стали умы среднего класса, который формирует мнение в соцсетях. На зачищенном после традиционных СМИ востребованной оказалась качественная аналитика, в том числе оппозиционного толка. Начало казаться, что вернется многополярность мнений. Огромными усилиями республиканская власть хотела взять Telegram под контроль. Кого-то купили, кого-то запугали, а кого-то просто вытеснили. К 2018−2019 году все поле зачистили.


Проведена такая же работа, как и в 1998 году. Так что мы можем говорить, что раз в десять лет аппарат президента Татарстана вынужден чистить поле и брать ситуацию с новыми медиа под контроль. Даже новые телеграм-каналы сейчас появляются от провластных структур. Если кто-то захочет начать писать, то его голос будет одним из тысячи. Помню 2016 год, когда появился телеграм-канал «Неудаща». Это был единственный и очень важный голос в сегменте. Сейчас такое невозможно в принципе.

Сейчас в Татарстане на медиарынке затишье. Думаю, что до года 2024−2025-го. Стоит ожидать всплеска, когда произойдут значимые политические события. Властные элиты могут поменяться в самом Татарстане. Свое влияние, не исключено, окажет федеральная повестка.

ВНИМАНИЕ
Проект в разработке
Content Oriented Web
Make great presentations, longreads, and landing pages, as well as photo stories, blogs, lookbooks, and all other kinds of content oriented projects.
Мы формируем картину дня