В поисках коммунального выхода

в Югре обсудили главные проблемы отрасли ЖКХ
В Югре впервые состоялась региональная конференция представителей коммунальной сферы. Муксун.fm узнал, чем недовольно население, какая из услуг ЖКХ требует особого внимания, и какие проблемы нужно решить в первую очередь.
Ответственность перед каждым югорчанином
Региональную конференцию с представителями отрасли ЖКХ открыла губернатор Югры Наталья Комарова. Она подчеркнула, что жилищно-коммунальный комплекс – это одна из важнейших инфраструктурных отраслей. И призвала руководителей управляющих организаций, представителей органов местного самоуправления и общественных советов по вопросам ЖКХ постараться решить накопившиеся проблемы.
«Жилищно-коммунальный комплекс – важнейшая инфраструктурная отрасль, которая обременена колоссальной ответственностью перед каждым гражданином»
Наталья Комарова
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Для жителей Югры, по данным руководителя Центра управления регионом Валентины Колпаковой, важно соучастие властей и ответственных структур к решению проблем МКД, однако пока люди этого не чувствуют.
При этом чаще всего причинами смены управляющей компании являются низкое качество предоставляемых услуг, высокие тарифы за услуги и бездействие управляющих компаний.
«Почти 58% респондентов считают, что качество предоставляемых услуг не изменилось, а 30% отмечают, что качество стало хуже. <…> Кроме этого, больше половины респондентов отрицательно оценивают состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры в своем доме.
Отмечу: из тех, кто выразил удовлетворенность, преобладают сургутяне, а из недовольных –большой процент составили няганьцы», – рассказала Валентина Колпакова.
Среди самых критичных категорий, которые напрямую влияют на удовлетворенность услугами в сфере ЖКХ, являются благоустройство придомовых территорий, ремонт фасадов многоквартирных домов и помещений общего пользования. Больше всего граждане удовлетворены услугами водоотведения и водоснабжения, вывозом мусора и уборкой придомовой территории.
Капремонт и ТКО – главные темы первого «слета» коммунальщиков
По словам участника конференции, президента ассоциации природоохранных и ресурсосберегающих организаций Югры Евгения Печерицы, наиболее острый вопрос, который вызвал дискуссию во время обсуждения, связан с капитальным ремонтом. Собравшихся интересовали виды проводимых работ, сроки и качество их исполнения.
Например, из-за того, что собственник не пускает в квартиру мастера для замены труб, ремонт во всем доме может не только затянуться, но и в дальнейшем это грозит аварией. На сегодняшний день быстрых решений для подобных проблем нет. Работники не могут без разрешения хозяина зайти на территорию частного имущества. И чтобы добраться до коммунальных сетей, которые являются общедомовыми, управляющая компания обращается в суд, однако из-за этого теряется драгоценное время.
Эксперты предложили, как один из вариантов, перед началом капремонта делать осмотр и проводить первоочередные мероприятия. Заранее разъяснять людям о предстоящих работах и урегулировать всевозможные конфликтны.
«Вопросов – масса. На этой конференции ресурсники и управляющие компании получили возможность озвучить все свои проблемы. Они рассказали о нестыковках, которые накопились как снежный ком и тормозят развитие отрасли. Есть надежда, что на большую часть вопросов, которые удалось рассмотреть в течение конференции, найдены ответы»
Евгений Печерица
Президент ассоциации природоохранных и ресурсосберегающих организаций Югры
Исполнительный директор саморегулируемой организации НП «УК ЖКХ Югры» Александр Тарасенко обратил внимание, что качество исполнения самого капремонта тоже вызывает вопросы. Есть случаи, когда после окончания гарантийного срока дома вновь требуют ремонта. И тут все «удары» от возмущенных жильцов принимают на себя управляющие компании, которые пытаются своими силами справиться с проблемами: заделать трещины, заменить участок проводки.

В то же время Югорский фонд капитального ремонта в этой ситуации не участвует. Замгубернатора Югры Ольга Литова предложила провести отдельное совещание, где участники соберутся для решения данной проблемы.
О чем беспокоятся управляющие компании
«Давайте прислушиваться к управляющим компаниям», – с такой просьбой выступили представители югорских УК. Коммунальные предприятия не только озвучили свои вопросы, но и выступили от лица собственников МКД.
Как пояснили представители «управляшек», жильцы, как хозяева дома и владельцы домового имущества, не понимают, почему металлолом после демонтажа во время капремонта в МКД достается подрядчику.
По мнению жильцов, собственники могут сами сдавать старые трубы на металлолом, а полученные средства направлять на закупку детских площадок.
Во время обсуждения выяснилось, что на законодательном уровне этот вопрос не регламентируется. Однако участники согласились, что тема важная и требует дальнейшей проработки.
Среди наиболее актуальных тем конференции ЖКХ – и пересмотр нормативов накопления отходов ТКО, в частности, для физлиц. За пять лет действия программы во многих муниципалитетах Югры появились контейнеры для раздельного сбора мусора жильцов МКД. Югорчане постепенно привыкают к сортировке и сдают отдельно пластик, бумагу или стекло. Однако норма накопления не меняется, следовательно, и плата за вывоз мусора. Заместитель директора департамента промышленности Антон Алимов заявил, что до конца года вопрос этот будет рассмотрен, и с 2023 года введут новые нормы накопления.
УК станут ближе к жильцам МКД

Еще одна важная тема, которой участники не могли не коснуться, – наличие обратной связи от управляющих компаний.
Много обращений граждан поступает на платформы ГИС ЖКХ и «Решаем вместе». По сути, обе программы дублируют друг друга. Однако ГИС ЖКХ предусматривает санкции за отсутствие ответа, а платформа «Решаем вместе» не имеет таких строгих правил, поскольку создавалась как внутренняя система, через которую вопросы будут решаться намного оперативной без привлечения Жилстройнадзора Югры.

Чтобы снизить нагрузку на ГИС ЖКХ, было предложено наладить связь между УК и жильцами МКД. То есть дать жильцам площадку, где бы югорчане могли уладить мелкие споры или задать вопросы, не привлекая к этому мэрию или губернатора. Неудивительно, что посыл Жилстройнадзора к «управляшкам» был открытым – нужны общедомовые чаты, которые позволят уменьшить нагрузку на отрасль ЖКХ.

В свою очередь, управляющие компании заявили, что не понимают, за чей счет должны содержать операторов, которые будут реагировать на обращения граждан, и сколько их должно быть? У многих УК на балансах находится по 30, 100 и даже 300 домов. И понятно, что один сотрудник не сможет обслужить все дома. Расширение штата подразумевает сокращение прибыли управляющей компании, что невыгодно для владельцев коммунального бизнеса.

«Несмотря на разные точки зрения, важно, что УК и Жилстройнадзор услышали друг друга. И было видно, как со стороны чиновников, так и со стороны бизнеса, что есть понимание того, как можно решить эти вопросы. И сразу на месте определить, какие акты нужно разработать и принять», – отметил Евгений Печерица.

Эксперт добавил, что мероприятие несомненно необходимо продолжать, но рассматривать не общие вопросы, а более конкретные темы, а также дать возможность выступить с докладами самим управляющим и ресурсоснабжающим компаниям.
Хартия – единая для всех
В начале работы губернатор Югры акцентировала внимание, что услуги ЖКХ должны стать качественней, а этого нельзя добиться без открытого диалога, как с гражданами, так и между властями и управляющими компаниями.

Итогом насыщенного дня стало принятие Хартии, главными приоритетами которой является обеспечение комфортных условий проживания в МКД и защита жителей от недобросовестных организаций и частных лиц, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ. К ней могут присоединиться все некоммерческие организации, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ.
Фото предоставлено Правительством Югры.